В 2021 году создан инновационный профориентационный проект «Образовательный центр «Гидропоника» по направлению «экология» для детей 5-7 лет. Проект рассчитан на 2021-2022 учебный год. В период разработки проекта появилась необходимость в создании специальных условий для исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников, а именно организация максимально приближенной к естественной посадке пророщенных растений в открытый грунт. В условиях Крайнего Севера открытый грунт не возможен, поэтому было принято решение принять участие к конкурсе грантов и приобрести теплицу для получения конечного результата детьми в выращивании растений различных культур и наименований (деревья, цветы, овощи, ягоды и др.).
Цель проекта: организация образовательного модуля «Гидропоника» для детей старшего дошкольного возраста путем погружения в профессиональную отрасль «человек-природа».
Ведущая детская деятельность: исследовательская и экспериментальная
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Путем выявления заинтересованных педагогов темой проекта были назначены ответственные за реализацию отдельных блоков проекта: стартовая и исследовательская часть проекта - Ситникова Екатерина Олеговна, воспитатель и экспериментальная часть - Герасименко Жанна Викторовна, воспитатель. Ответственный за реализацию проекта Штрек Наталья Владимировна, заместитель заведующего по ВМР. Сопровождение воспитанников и педагогов в подготовке необходимых методик, направленных на развитие креативного мышления осуществлялось педагогом психологом Макаровой Наталией Алексеевной.
2. В Студии интеллектуального развития «Дивергент», где находится все необходимое для решения задач детской исследовательской и экспериментальной деятельности организован Образовательный центр «Гидропоника» экологической направленности. Создание экологического центра отражено на сайте Департамента образования Администрации Тазовского района в разделе «Новости» по ссылке: https://taz-edu.ru/400/_p5_aview_b3107 и на странице ВК СМИ Тазовского района «Студия Факт» https://vk.com/wall-160019327_5878
3. Решая задачу увеличения охвата проектом детей 5-7 лет проходили совместные тематические и отчетные погружения по теме проекта с воспитанниками из детских садов «Теремок» и «Солнышко». Всего в проекте приняли участие 88 воспитанников 5- 7 лет.
4. Для создания более глубокого изучения темы проекта были привлечены сторонние организации: МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества», МБОУ ТСОШ, МБДОУ детский сад «Теремок», МБДОУ детский сад «Олененок» (консультация, совместные мероприятия, тематические погружения, экскурсии, декорации).
5. С целью трансляции педагогического опыта по реализации проекта на сайте детского сада «Рыбка» создана страница «Гидропоника» в разделе «Инновационная деятельность» по ссылке http://taz-ribka.ru/529/, где находятся все материалы по реализации проекта с фото и видеопрезентацией. Также работа по проекту отражена в районных СМИ: ТВ «Студия факт» https://fakt-tv.ru/headline/na/4135/, ОПГ в Тазовском районе «Советское заполярье» https://советскоезаполярье.рф/2022/05/page/2/. Для участия во Всероссийском открытом публичном конкурсе «Лучшие практики управления дошкольной организацией - 2022» выделен отдельный слад «Гидропоника» на стенде МБДОУ детский сад «Рыбка», с которым можно ознакомится по ссылке: http://xn--h1aaeaofcpajcau8i.xn--p1ai/lenta/users/id=5630
6. С целью приобщения к экологическому движению в России работники детского сада с детьми приняли участие в региональном экологическом проекте «Будущее Арктики», посвящённом Всемирному дню охраны окружающей среды, где заняли почётное 3 место. Результаты участия в проекте отражены на странице в ВК Моложного центра Тазовского района по ссылке http://xn--h1aaeaofcpajcau8i.xn--p1ai/lenta/users/id=5630 и в разделе «Новости» на сайте детского сада http://taz-ribka.ru/news/_aview_b350
7. Решая задачи выявления талантливых и одарённых детей, воспитанники детского сада приняли участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса детского рисунка «Эколята - друзья и защитники природы!» и создали 8 творческих работ три из которых переданы для участия в конкурсе. По ссылке http://taz-ribka.ru/news/_p1_aview_b337 можно увидеть лучшие работы воспитанников детского сада «Рыбка».
На базе детского сада «Рыбка» проведено районное экологическое мероприятие в форме экоквеста «Эколята-дошколята» в рамках проведения Всероссийского фестиваля «Праздник Эколят - молодых защитников Природы». Охват составил 62 воспитанника из 3х детских садов посёлка Тазовский. Информация о данном мероприятии отражена в раздееле «Новости» на старнице детского сада по ссылке http://taz-ribka.ru/news/_aview_b351
Главной идеей проекта было выяснить в каких условиях выращивание происходит быстрее и качественнее по различным критериям: скорость роста, появление первых ростков, цветение, плоды. Семена были высажены в воду, почву и торф. Детьми велся журнал наблюдений за ростом растений в различных средах: гидропонная установка (беспочвенное выращивание), чудо-грядка и лаборатория «Юный эколог».
Гидропонная установка (беспочвенное выращивание растений) показала хорошие результаты в проращивании микрозелении (от 5-7 суток), зелени (петрушка, укроп), которая появилась уже на следующий день и выросла более чем на 7 см. Воспитанники старших групп с удовольствием измеряли каждое утро длину ростка, количество листочков вносили в журнал наблюдений и сравнивали с данными вчерашнего дня. Гидропонная установка использовалась для проращивания бобовых (горох, фасоль). Благодаря беспочвенному проращиванию различных семян, появление первых ростков оказалось быстрее, чем в почве и торфе. Пророщенные семена высаживали в грунт, а здоровый вид и рост растения при этом не замедлялись. Растение продолжало расти и в результате было высажено в условия теплицы. Высадка растений в теплицу вызывала особый восторг у детей. Дети с удовольствием делали лунки и очень аккуратно, стараясь не повредить корни и листочки высаживали и заполняли землёй.
Электронная установка «Чудо-грядка» была особо интересна детям. Она имеет измерительные приборы (датчики) и отражает следующие показатели: влажность воздуха, влажность почвы, температура воздуха. Отслеживая данные показатели ребята также фиксировали результат в журнал наблюдений. Они с большим интересом на специальном пульте управления увеличивали показатель влажности почвы путём подачи воды (капельный полив), влажность воздуха регулировали увлажнителем воздуха, а подачу свежего воздуха обеспечивал вентилятор, который также работал от пульта.
Лаборатория «Юный эколог», показала скромные результаты по выращиванию растений в торфе. Эксперимент показал, что в торфе хорошо прорастают семена яблока и перца, но для дальнейшего роста необходимо было пересадить в почву.
Данные исследования и эксперименты в различных приборах выращивания растений побудили в дошкольниках интерес и любопытство. Научились ожиданию результата более длительное время. Увидели как растут овощи над землёй и под землёй.
На следующий учебный год мы планируем продолжать исследовать и экспериментировать с дошкольниками и может быть сможем вырастить в условиях Крайнего Севера настоящую яблоню или другое плодовое дерево.