Традиции семейного чтения

ср, 10.04.2019

«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

К.И. Чуковский

В начале апреля в детском саду было проведено анкетирование  с целью выяснения отношения родителей к семейному чтению.

Анализ анкетирования: Родители должны были ответить на 12 вопросов анкеты. В анкетировании приняло участие 22 родителя второй младшей и средней групп.

У двоих из 22 опрошенных в доме полноценная библиотека из нескольких стеллажей книг,  семейная библиотека 66%  воспитанников детского  сада, представляет собой  несколько книжных полок. У 86% детей дома есть свой книжный уголок .  Девять  процентов родителей не читают совсем ничего, 40% предпочитают для чтения познавательную литературу, 27 % художественную, 22% читают периодическую литературу. Читают детям каждый день 22% родителей и дополнительно 35%  обязательно читают перед сном, 40% читают только когда ребенок попросит сам и 31% читают детям очень редко. Читают детям второй младшей и средней групп в основном сказки, 72%, и это понятно. Восемнадцать процентов родителей средней группы предлагают серьезную литературу для детского чтения, это энциклопедии и книги познавательного содержания, еще 18% читают книги о природе. Книгу для чтения выбирают по просьбе ребенка 77% опрошенных. Читают детям в основном мамы 50%, бабушки, дедушки, другие родственники - 27%, 22% отцов берут эту задачу на себя и только 9% читают все вместе. Только 59% родителей беседуют с ребенком о прочитанном, 50% детей пересказывают родителям отрывки из любимых сказок, 50% не делают этого никогда. За раннее обучение чтению, уже в дошкольном возрасте 77% родителей. Чтение книг способствует познанию мира так считает 72% родителей,  60%, считает , что чтение способствует интеллектуальному развитию, а также развивает память и мышление , за это проголосовало еще 50 % родителей. Может быть поэтому 46 % опрошенных родителей считает, что книгу иногда может заменить компьютер.

Чтение книг, как возможность совместного общения со взрослым ценят 31% родителей, как жаль, что только в семьях двух воспитанников из 22 опрошенных читают книги всей семьей.

Семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств, которое не только образовывает детей, но и цементирует подлинно участливые, дружеские взаимоотношения старших и младших в семье. Необходимо возродить добрую и старую традицию семейных чтений. В семьях, где есть традиции чтения, дети читают по-другому. ведь эту ситуацию можно было предотвратить в самом начале и привить ребенку интерес к книге, если бы мы только потратили минут 20-30 в день на чтение вместе с ребенком.

Давайте подумаем, что дает семейное чтение Вам и вашему ребенку?

• Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.

• Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.

• Вы учите малыша читать правильно, с выражением, показываете образец культурного чтения.

• Вы облегчаете ребенку  понимание текста, задавая вопросы по тесту и уточняя, как  он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.

• Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.

• Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.

• Вы знаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.

• Ваш  ребенок  учится читать, развивает технику чтения, любовь к книге  и интерес к чтению. И все это совсем незаметно для него, просто читая книги вместе с родителями.

И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!

Не лишайте ребенка радости общения с Вами, и потом Вам не придется  жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.

 Рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение»

  • Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
  • В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
  • Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
  • Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
  • Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он - то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
  • Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
  • Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Часто любовь к чтению начинается с одной конкретной книги, которая вызвала яркую эмоцию и стала ключом в мир чтения. Другим толчком к чтению многие называли время на скуку. Родители должны ограничивать время на гаджеты, чтобы книгам не приходилось конкурировать с ними.

Предлагаем вашему вниманию несколько книг для семейного чтения с крупным шрифтом и множеством иллюстраций, при чтении которых не возникает вопрос «зачем их читать».


Марианна Дюбюк «Перед моим домом»

В необычное путешествие можно отправиться прямо от порога собственного дома - лишь бы воображения хватило. Книжка-картинка канадской художницы Марианны Дюбюк (автора уже вышедших на русском "Карнавала зверей", "Почтальона Мышки", "Льва и птички") как нитка волшебного клубка ведёт читателя в сказку или в космос, и на каждом развороте нас ждут сюрпризы и загадки. Не только малыши (от 1,5 лет), но и дети постарше наверняка полюбят эту необычную историю и наверняка начнут придумывать свои.

Марианна Дюбюк - автор-иллюстратор, который придумывает книжки-картинки со сложными сюжетом и структурой. Ее называют восходящей звездой французской литературы - в своих книгах она создает целые миры, как настоящий писатель.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/588265/


Елена Мамонтова «Ника превращается...»

Кем ты сегодня окажешься: собакой, кошкой или, быть может, черепахой? Такая волшебная возможность ежедневно перевоплощаться в нового героя или животное есть только у детей - их фантазия им в этом помогает. Вот и девочка Ника с головой погружается в новый образ, а мама и папа с удовольствием включаются в игру. Кем же Ника окажется завтра?

Об авторе, Елена Мамонтова - родилась в городе Котовске Тамбовской области. По образованию журналист, печаталась в газетах и журналах. Участница семинаров молодых писателей в Санкт-Петербурге, Тарусе, Иркутске и Екатеринбурге. Лонг-лист конкурсов "Новая детская книга" и "Рукопись года" за 2017 год. Публикации в журналах "Урал" и "Костер", сборнике участников фестиваля "Как хорошо...". Живёт в Екатеринбурге.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/646656/


Мира Лобе "Вперёд!" - сказала Кошка

Замечательные сказки о животных известной австрийской писательницы Миры Лобе. Написанные еще в 50-е годы прошлого века, они не только не потеряли актуальности, но и приобрели новое звучание. Все сказки подтверждают известную пословицу: "Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось". А художника-иллюстратора Ангелику Кауфман можно с уверенностью назвать полноправным соавтором Миры Лобе.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/355522/


Николай Носов «Живая шляпа»

Рассказы, как и все произведения Николая Носова, давно стали не только классикой, но и, без преувеличения, национальным достоянием. В нашей стране нет ни одного человека, который бы не читал в детстве про живую шляпу и Мишкину кашу, про фантазёров или Бобика в гостях у Барбоса…Герои рассказов Носова – такие же живые и настоящие, как и любой соседский мальчишка или девчонка. Они так же учатся в школе, играют и проказничают, так же радуются игрустят, ссорятся и мирятся. С детства любимые рассказы Николая Носова прекрасно проиллюстрированы замечательными рисунками Германа Огородникова.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/367463/

 

Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История Деревянного Человечка»

Пиноккио - деревянного человечка - знают и любят дети во всём мире. Сказку о его приключениях написал знаменитый итальянский писатель Карло Коллоди, а блестящий перевод для русских читателей сделал Эммануил Генрихович Казакевич.

Может ли мальчишка из полена стать настоящим человеком? Может, но для этого ему придётся пройти непростой путь: голод и холод, обман коварных Лисы и Кота, растущий от вранья нос, тюрьма, побег из желудка Акулы и множество других испытаний.

В итальянском городке Коллоди, в честь которого писатель Карло Лоренцини взял псевдоним, стоит памятник Деревянному Человечку. На нём высечена надпись: "Бессмертному Пиноккио - благодарные читатели в возрасте от четырёх до семидесяти лет".

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/616355/

 
Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok